Цветовые модели
Разностные моделиАддитивные модели
Модели воспроизведения цвета
Прежде чем использовать какой-либо из доступных методов цветовых заливок, необходимо решить будете ли вы выбирать цвета из палитры или воспользуетесь одной из цветовых моделей. Чтобы не ошибиться в принятии столь важного решения, рассмотрим, чем отличаются различные цветовые модели и палитры (в дополнение к излагаемому материалу советую просмотреть тему "Цветовые модели" растровой ветки сайта). Цветовые модели основаны или на сложении, или на вычитании основных цветов. Модели обоих типов содержат цвета, рассчитываемые по математическим формулам.
Можно провести аналогию с художником, который для получения нужного цвета, смешивает базовые краски на палитре. Таким образом он создает миллионы различных цветов. Цветовую модель можно рассматривать как аналог смешивания цветов в палитре художника. В каждой модели представление цветовых оттенков слегка отличается от других, но все они, подобно палитре художника, обеспечивают возможность выбора нужного цвета среди миллионов различных цветов.
Разностные модели
В разностных цветовых моделях для создания различных оттенков цвета используются чернила. Чем больше красящего пигмента содержится в чернилах, тем темнее их цвет, а чем темнее цвет чернил, тем меньше света отражается от бумаги, на которую наносятся эти чернила.
Разностные модели воспроизведения цвета применяются при многослойной печати с использованием прозрачных чернил голубого (Cyan), пурпурного (Magenta), желтого (Yellow) и черного (Black) цветов (CMYK модель). Нанесение таких чернил в несколько слоев позволяет получать миллионы различных оттенков.
Плашечные цвета также являются цветами разностной модели, но они создаются непрозрачными чернилами. Чернила для плашечной печати не смешиваются друг с другом, вместо этого используется множество чернил различных оттенков. При плашечной печати для каждого из оттенков цвета из состава распечатываемого изображения требуется свое собственное цветоделенное клише, или фотоформа.
При многослойной печати для воспроизведения всего диапазона оттенков цвета требуются всего четыре клише. Некоторые принтеры используют только цветовые компоненты CMY. На таких принтерах для воспроизведения черного цвета используется смешивание 100% каждого из трех основных цветов. Черный цвет, синтезируемый таким способом, на самом деле не получается столь чистым, как при четырехцветной печати с использованием черных чернил.
Аддитивные модели
К аддитивным цветовым моделям относятся модели RGB, HSB, HLS, Lab, YIQ.
В аддитивных моделях, основанных на сложении цветов, для воспроизведения оттенков используются цветные световые лучи. Все оттенки цвета получаются за счет сложения в разных пропорциях трех основных цветов: красного, зеленого и синего(Red, Green, Blue - RGB). Монитор компьютера воспроизводит все цвета спектра именно на основе сложения трех перечисленных цветов. Чем выше интенсивность цвета, тем он ближе к чистому тону, а чем меньше, тем ближе он к черному цвету. Если сложить все три основных цвета с максимальной интенсивностью, равной 255, получится чисто белый цвет. И наоборот, если просуммировать три цвета нулевой интенсивности, получится чисто черный цвет.
Модель, основанная на использовании понятий цветового тона, контрастности и яркости (Hue, Saturation, Brightness - HSB), является другим способом представления основных цветов. Эта модель соответствует наиболее естественному представлению цвета с точки зрения восприятия его человеческим глазом. Понятие "цветовой тон" определяет собственно цвет, "контрастность" характеризует насыщенность цвета, а величиной "яркость" оценивается степень белизны цвета.
Наиболее полный диапазон оттенков имеет цветовая модель Lab. К тому же, она является аппаратно-независимой, т.е. теоретически обеспечивает более предсказуемые результаты по сравнению с любой другой моделью. Аппаратная независимость означает, что цвета отображаются в рамках этой модели без какой-либо привязки к свойствам конкретного монитора.
Модели воспроизведения цвета
Цветовая модель | Базовые цвета модели | Область применения |
---|---|---|
CMY | Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) | Четырехцветная многослойная печать |
CMYK | Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow), черный (Blaсk) | Четырехцветная многослойная печать |
RGB | Красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue) | Экранные презентации, Вэб-графика, слайды |
HSB | Цветовой тон (Hue), контрастность (Saturation), яркость (Brightness) | Экранные презентации, Вэб-графика, слайды |
HLS | Цветовой тон (Hue), интенсивность (Lightness), контрастность (Saturation) | Экранные презентации, Вэб-графика, слайды |
Lab | Яркость (L) и отношения интенсивностей зеленого к красному (a) и синего к желтому (b) оттенков | Четырехцветная многослойная печать |
YIQ | Яркость (Y) и хроматические компоненты (I,Q) цветов (Американский телевизионный стандарт NTSC) | Цветное телевидение |
Grayscale | 256 градаций серого тона | Черно-белая печать |